Hosted by uCoz

Net.Art - похмелье вебмастера


______________________________ "В современном искусстве такое не редкость: нарисуют какую-нибудь поебень, назовут "Жопа Маргарет Тетчер" - так сразу все культурологи сбегаются, и давай нахваливать!"
Мэри Шелли "Повсеместно протянутая некрофилия"
Man. Nature. Technology.
О, этот загадочный мир современного искусства. Одни эстеты фотографируют свалки и писающих собачек, другие вытатуировывают на своем собственном теле октябрьские речи В. И. Ленина, а третьи так вообще делают космогонические инсталляции из фекалий жирафа. По большей части это, конечно, конвейер бездарностей с претензией на оригинальность, но и здесь есть свои Мастера и Шедевры. Несколько лет назад наша планета начала переход в качественно новую форму существования. В форму IP-пакетов. Самые смелые анализы развития Сети - просто детский лепет перед объективной реальностью. Чувак, мы подписались кровью, и обратного пути нет - мир через десяток лет станет тотально информационным. Виртуальная жизнь, электронная музыка, сетевое искусство. Добро пожаловать в клуб!
Net://art
С места в карьер: сетевое искусство - это не "дезайн веб-страничик", не собрание оцифрованных фотографий свалок и даже не выставка "Виртуальный Эрмитаж". Сетевое искусство - это блин сетевое искусство, так его растак! Можно сказать, что самым первым net-художником был чувак, который соединил в письме другу двоеточие и закрывающуюся скобку :), использовав тем самым терминальные символы не по прямому назначению, а для эстетического удовлетворения адресата. В человекообразных существах испокон веков живет стремление сотворить из подручных средств что-нибудь эдакое! Миллион лет назад подручными средствами были кровь мамонта и стена пещеры. Нынче же - ява, flash, cgi-скрипты и протокол tcp/ip. В частности, первыми проявлениями сетевого искусства можно назвать ANSI/ASCII-art: рисунки, составленные из символов ASCII (.nfo файлы крекерских групп, интры BBS-ок итд.). В центре Net Art'а стоит именно Сеть, ее коммуникационные возможности, а всякие хтмлы и флэшы - всего лишь инструмент художника. Произведением сетевого искусства может быть интерактивная история с нелинейным сюжетом о чебурашке-камикадзе, сделанная на основе кучи web-страниц и перекрестных ссылок. А может быть и дистанционно управляемый робот, который рисует граффити на Великой китайской стене и снимает весь этот перфоманс в риал-тайме на web-камеру. Некоторые, особо продвинутые товарищи (Jodi) считают, например, произведением net art'а даже процесс установки связи с провайдером, но это уже конечно клиника. Jodi - это голландка Джоан и бельгиец Дирк, фактически мама и папа сетевого искусства. Они начинали колбаситься в Сети еще в далеком 1994 году. На их экспериментальной площадке всегда творится полный ноиз и беспредел. Эти черти буквально выворачивают Сеть наизнанку, представляя взгляду зрителя ее аппетитные внутренности. Безумный коктейль из странных символов, ссылок, исходников скриптов, картинок, сгенерированных глючной видеокартой, кусков порносайтов, скринов пакмена и борланд паскаля, icq-контактов и документации по DNS - это все Джоди. Тем не менее Jodi уверяют, что их работы - чистейший мэйнстрим. Что же в таком случае альтернатива мне и представить страшно. :) Неподготовленным джедаям модема подобные вещи поначалу кажутся абсолютной паранойей и бредом, но если заставить себя покликать мышкой по этому беспределу хотя бы минуту - ты застрянешь на их сайте минимум на час и поймешь, что такое Net Art. Кстати, существует красивая легенда насчет происхождения этого термина. Дескать однажды у некого, в последствии известного сетевого художника, сглючил почтовый клиент и он получил мессагу, которая состояла из полного абсурда. Однако посреди глючного набора символов четко выделялась осмысленная комбинация "Net.Art". Так выпьем же за кибернетику!
Люди
Занимаются net art'ом по большей части предельно безумные люди. Творческие, так сказать, личности. Из моего персонального экспириенса: отрывок разговора с девушкой, увлекающейся сетевым искусством, которую я банально пытался развести на...ужин при свечах.
Я: Ну так как насчет завтра встретиться? Она: Москва, золотые купала, рыбий жир, ванильное мороженое, метро метро метро... Я: Чего? Она: Солнцеее-мореее-acid-Djazzzzz-zzz Я: Я говорю завтра вечером свободен. Можно в баре посидеть, если хочешь. Она: ми2. жесткотека, говорят там холодает. дим-димыч в германию опять укатил.
Сам видишь, какая тут рвота вместо мозга. Товарищ, в наше электронно-оптоволоконное время надо быть теоретически подкованным и знать имена отечественных ударников сетевого арта. Хотя бы для того, чтобы блеснуть эрудицией в светском разговоре с собутыльниками!
Оля Лялина
Известна своей активной деятельностью по популяризации Net Art'а в конце прошлого века (Мы говорим "Net Art" - па-а-адразумеваем "Лялина"). Профессор немецкой Академии коммуникативного дизайна. Колбасит на www.teleportacia.org. Самая известная работа: лав-стори "Мой бойфренд вернулся с войны", на которую было сделано 13 ремиксов такими сенсеями как Jodi, Вадим Эпштейн и Роман Лейбов. Кстати, мой сосед по лестничной площадке сходит по Оле с ума, закрываясь с ее фотографией в туалете.
Ель Зеленая
Молодая девушка, чуждая джоди-лялинского пафоса. Делает действительно доступные и прикольные вещи, не увлекаясь художественным дестроем. Обитает Зеленая на www.sidor.ru/elka/. Ее интерактивный фильм "Сказочка про елочку" заставил меня прослезиться. (Ай-ай-ай, убили елку, убили. Ни за что, ни про что, суки, замочили!). Отец и маха-гуру всея русского веб-дизайна Артемий Лебедев как-то назвал Елку одним из шести лучших дизайнеров Рунета.
Вадим Эпштейн
Известен своим знаменитым проектом www.here.ru и склонностью к поиску чуждых вдохновений. Работы многих сетевых художников среднестатистическим серфером смотрятся максимум секунд 15, после чего произносится фраза "Вот уроды!", нажимается сочетание клавиш "Alt+F4", и высокое искусство остается наедине с самим собой. Про культовый here.ru подобного сказать нельзя. Сайт сделан относительно доступно, можно даже сказать попсово, и набит под завязку любопытным стаффом: от птючевых статей и мессаг из фидошных конф до фрактальной шизы и научных работ с названиями типа "Безумие достижимо: клетчатый суслик". Многих посетителей особенно порадует баннер проекта "Здесь у вашей девочки мог бы быть мозг!".
Олег Пащенко (cmart)
Один из дизайнеров студии Лебедева. Безумно прославился своим высокохудожественным флэшевым проектом www.conclave.ru с колбасящимся призраком-инопланетянином без члена. Хотя сам cmart говорит, что это вовсе не инопланетянин, а член ему вообще не полагается. Ну не важно короче - дела семейные. Главное, что проект действительно достойный и простому обывателю понятный. Тоесть непонятный, конечно, ведь повсюду латынь и флэшевые глюки. Однако зайдет простой обыватель на conclave.ru, потыкает всюду мышкой, ничего не поймет и скажет "Круто!". И будет прав!
Даня Васильев
Мой богемный тезка, творящий в восторженном нет-экстазе на www.koala.ru. Очень колоритные работы, среди коал и полумесяцев ясно прослеживается самобытность и широта русской души, а также тлетворное влияние каталога http://dir.yahoo.com/Arts/Visual_Arts/Web_Art/Web_Installations/. Помимо этого Даня Васильев является создателем Робота Марата Гельмана-II (того самого Марата Гельмана, который "Сетевое искусство в сети"). С веб-версией данного робота можно ознакомиться по адресу http://guelman.ru/2/.
Так говорил Заратустра
Расцвет джоди-лялинского Net Art'а, состоящего из запредельной мешанины ссылок и динамических изображений, пришелся на конец 90-х годов прошлого века. Компьютерные журналы ежемесячно разрождались статьями о "модном сетевом искусстве", а особо шустрые художники даже пытались продавать свои web-творения в виде распечаток и компакт-дисков с содержимым сайтов (причем иногда им это удавалось). Теперь же на лицо явный упадок подобного олдскула. Складывается впечатление, что сетевое искусство сейчас интересует исключительно самих сетевых художников, тусующих в Net Art-рассылках и конференциях. Сеть помолодела. Простому смертному подавай флэшовый экшн с квадро-звуком и тру-колором, ему нынче некогда щелкать по замаскированным линкам и разбираться в концептуальных, но исключительно тягомотных задумках художника. Олд скульный нет-арт сейчас бьется в смертельной агонии. И может быть тебе, дорогой амиго, решать, что именно придет ему на смену.